Впервые в сосудистом центре ГКБ им. М.П. Кончаловского прошли роды. Уникальную операцию провели выдающиеся российские акушеры-гинекологи, а помогали им ведущие врачи клиники: реаниматологи и трансфузиологи, сосудистые хирурги, урологи, педиатры-неонатологи, лучшие операционные сестры и акушерки.
На 14-ой неделе беременности при постановке на учет Ирина Савина узнала, насколько сложным будет предстоящее кесарево сечение (уже третье в ее материнской «карьере»). Вопросов о том, оставлять беременность или нет, даже не стояло. Два сына уже подрастают – Егор и Тимофей (5,5 и 4 годика). Они с мужем так давно мечтали о девочке. Так что, полностью доверились специалистам.
Врачи не «спускали глаз» с отважной мамочки. На амбулаторном этапе, затем в отделении патологии зеленоградского перинатального центра держали осложненную беременность под постоянным контролем до оптимального срока формирования плода. Опасность была серьезная. Плацента вросла в послеоперационный рубец (на всю толщину миометрия и в стенку мочевого пузыря) и располагалась центрально. При операции могло начаться абсолютно неуправляемое кровотечение. В лучшем случае пришлось бы удалять матку, но и при таком решении реальная угроза жизни роженицы и плода сохранялась.
На совместном консилиуме специалистами столичного Центра планирования семьи и репродукции и ГКБ им. М.П. Кончаловского было принято решение оперировать Ирину в сосудистом центре зеленоградской клиники. 27 марта в рентгеноперационной отделения эндоваскулярных диагностики и лечения собрались ведущие врачи клиники.
«Я совсем не помню, как проходило первое кесарево, – рассказывает Ирина. – Была под общим наркозом. Во время второй операции вокруг меня хлопотали 5-6 медиков. А тут я просто в шоке была, когда увидела этот «муравейник». Ведь меня и мою доченьку спасали чуть ли не все службы больницы и перинатального центра, как я поняла.»
В операционной действительно было непривычно много специалистов. Анестезиологи-реаниматологи, трансфузиологи, акушеры-гинекологи, урологи, педиатры-неонатологи, рентгенэндоваскулярные хирурги, лучшие акушерки и операционные сестры клиники были в полной «боевой» готовности.
«Было похоже на уникальный оркестр, – вспоминает заведующий отделением эндоваскулярных диагностики и лечения Игорь Геннадьевич Ситько. – В операционной было более 20 человек, и каждый отлично знал свою партию. Когда один начинает, и на каком этапе уступает место коллегам. Мы неоднократно накануне собирались и «разыгрывали предстоящую пьесу по нотам». Постарались предусмотреть все возможные варианты развития событий и максимально использовать ресурсы нашей клиники для предотвращения каких-либо неординарных ситуаций.»
Это была четко спланированная многоступенчатая операция. На первом этапе сосудистые хирурги закатетеризировали сосуды, которые кровоснабжают матку, влагалище и мочевой пузырь. Нельзя было производить эмболизацию артерий до извлечения ребенка, он бы перестал дышать.
Затем приступили к работе акушеры-гинекологи, выполнили кесарево сечение. Оперировал профессор, д.м.н., заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ПМГМУ им. И.М. Сеченова Сергей Александрович Леваков. Ассистировали главный врач ЦПСиР, кандидат медицинских наук Олег Александрович Латышкевич, и д.м.н., заведующая перинатальным центром ГКБ им. М.П. Кончаловского Наталия Алексеевна Габитова.
Крохотная Маруся (2300 г) появилась на свет в 9:59 на сроке 35 недель. Впервые в истории клиники детский крик раздался в ренгеноперационной. Закаленные сосудистые хирурги, «хозяева операционной», растроганно перешептывались: «Это у нас первые роды, первый малыш! Девочка!» А неонатологи перинатального центра уже приняли новорожденную, создали необходимый тепловой режим и подключили к монитору слежения.
«Наши детские службы сработали идеально, – рассказывает заведующая филиалом «Перинатальный центр» Н. А. Габитова. – Привезли транспортный кювез, все настроили и подключили, неоднократно проверили до начала операции. Заведующие детской реанимацией, отделением патологии новорожденных и недоношенных детей и старшие медсестры этих отделений – все были готовы принять малышку. Когда врачи убедились, что можно производить транспортировку, девочку отправили в детскую реанимацию перинатального центра.»
А в операционной началась эмболизация маточных артерий. Эндоваскулярные хирурги использовали авторскую методику щадящего лучевого доступа. Под контролем ангиографа специальные частицы были введены в сосудистую сеть матки, за счет чего удалось значительно уменьшить кровоснабжение всего фетоплацентарного бассейна.
После этого вновь настала очередь команды акушеров-гинекологов в том же составе. Была выполнена пластика стенки матки – технически один из самых сложных этапов всего вмешательства. Для восстановления объема крови использовали cell saver –аппарат, который позволяет возвращать пациенту кровь, потерянную во время операции, в кратчайшие сроки, буквально в минуты. Ведь даже при условии эмболизации маточных артерий риск кровотечения сохранялся.
«Если бы все это не сделали, Ирина бы не выжила, - утверждает Наталия Габитова. - Сосуды матки очень широки, и кровь идет как из крана. С помощью эмболизации кровотечение минимизировали и сделали метропластику. Матка сохранена. Женщина сутки провела в реанимации больницы, затем мы перевели ее в перинатальный центр.»
К своей малышке Ирина Савина поспешила, как только смогла вставать и ходить. Первую неделю своей жизни Маруся провела под наблюдением реаниматологов перинатального центра. Состояние новорожденной после родов было тяжелым. Потребовались определенный тепловой режим, кислородная поддержка, постоянный контроль за основными жизненными функциями. Девочка появилась на свет раньше срока, но в самый оптимальный период. Дольше оставаться в животе у мамы было нельзя. Чем больше была бы беременность, тем сильнее вросла бы плацента и проросла бы в мочевой пузырь. Все было сделано вовремя и с минимальными потерями для мамы и ребенка.
На восьмой день малышку перевели в отделение патологии для новорожденных и недоношенных детей. Она развивалась в соответствии со своим возрастом без каких-либо серьезных патологий. Как только Маруся набрала оптимальный вес (2 400 г), родители забрали ее домой, и девочка, наконец-то смогла познакомиться со своими братишками.
Ирина с трудом сдерживает слезы, рассказывая о врачах: «Это настолько грамотная и слаженная команда профессоров, врачей, медсестер, всех, кто был причастен к нашему спасению. Они столько для нас сделали! Никакие слова не смогут выразить всю нашу благодарность! Спасибо за жизнь!»